Поведенческие факторы сайта

Поведенческие факторы ранжирования сайта — это критерии, используемые поисковыми системами для определения качества и релевантности сайта в ответ на запросы пользователей. Они основываются на данных об использовании сайта пользователями, которые могут включать в себя такие метрики, как время пребывания на сайте, частоту отказов, количество страниц, просмотренных пользователем за одно посещение, взаимодействие с элементами сайта, такими как ссылки и кнопки, и другие факторы.

Поведенческие факторы сайта — что это такое

Поведенческие факторы SEO

Поведенческие факторы — это характеристики, которые отражают линию действий усреднённого пользователя на сайте. Они показывают, какой ценностью обладает ресурс в глазах людей.

Например, если пользователь заходит на сайт и немедленно покидает его (т.е. имеет высокий показатель отказов), то это может указывать на то, что сайт не соответствует запросу пользователя. Если же пользователь проводит много времени на сайте, просматривает несколько страниц и взаимодействует с его элементами, это может свидетельствовать о том, что сайт полезен для пользователя.

Впервые (ещё в 90-х годах XX века) оценивать поведенческие факторы начала поисковая система Директ Хилл. Она собирала информацию о кликабельности веб-страниц в результатах поиска. А в 2000-х годах компания Microsoft запустила алгоритм BrowseRank, который учитывал два момента:

  1. переходы пользователей по ссылкам внутри ресурса;
  2. продолжительность нахождения на сайте.

Сегодня наиболее совершенным поисковиком с точки зрения оценки поведенческих факторов считается Яндекс. Однако алгоритмы Google, Mail.ru, Bing и других ботов тоже учитывают действия пользователей в результатах выдачи и внутри сайтов.

Роль поведенческих факторов в ранжировании резко возросла после 2011 года. А с 2014 года они стали оказывать более значимое влияние на seo-продвижение, чем внешние ссылки. Без комплексной работы по улучшению поведенческих факторов, сегодня продвинуть ресурс в ТОП10 Яндекс практически нереально.

Откуда поисковики берут информацию о поведенческих факторах

Во многом поведенческие факторы стали оказывать влияние на ранжирование сайтов из-за развития систем аналитики. Благодаря последним поисковики научились собирать и обрабатывать огромные объёмы информации, которую затем использовать в технологии машинного обучения Matrixnet.
Сегодня данные о посетителях собирают следующие системы:

1. Счётчики веб-аналитики

Наиболее известными счётчиками считаются Яндекс.Метрика, Google Analytics и Liveinternet. Вебмастер может зарегистрироваться в этих онлайн-сервисах и получить код для вставки на сайт, чтобы отслеживать поведенческие факторы. Так, система аналитики Яндекс.Метрика предоставляет следующую информацию:

  • количество посещений;
  • общее время, проведённое на сайте;
  • источники трафика: поисковики, социальные сети, ссылки в e-mail и так далее;
  • число внутренних переходов по страницам ресурса; (глубина просмотра)
  • портрет целевой аудитории: регион, пол, возраст, интересы и другие параметры;
  • наиболее популярные страницы;
  • места, на которых посетители покидают сайт (отказы сайта);
  • технологии: тип устройства (ПК, мобильный телефон, планшет), тип браузера, разрешение экрана.

Отказ от установки счётчика на сайте не влияет на ранжирование, так как поисковики получают сведения и из других источников. Однако такой шаг лишает вебмастера возможности объективно оценивать поведение пользователей.

2. Браузеры и расширения

Google Chrome и Яндекс Браузер анализируют историю запросов, показатели отказов и возвратов, внутренние переходы, длительность нахождения на сайте. При построении поисковой выдачи они стараются учитывать характеристики пользователя (пол, возраст, регион, родной язык) и его базовые потребности (интересы, любимые бренды и категории товаров).

3. Результаты поисковой выдачи

Наиболее значимую роль в оценке поведенческих факторов играют первый и последний сайты, на которые перешёл пользователь. Ведь если человек перестал возвращаться в окно поиска, значит нашёл интересующую информацию.

При анализе поведенческих факторов в ранжировании сайтов Google и Яндекс учитывают не только данные систем аналитики, но и мнение асессоров (своих сотрудников). Яндекс в своих последних алгоритмах стал учитывать мнение таких экспертов асессоров особо сильно.

В качестве асессоров тестировщиков стали выступать профессоры и кандидаты наук, которых Яндекс принял в свой штат для работы. Последние проводят независимую оценку страниц по следующим критериям:

  • актуальность, качество, достоверность и полезность информации;
  • соответствие содержания контента запросу пользователя (релевантность);
  • наличие спама.

В 2014 году компания Яндекс даже запустила масштабный проект «Толока». Обычные пользователи Интернета получили возможность зарабатывать деньги на выполнении функций асессоров. Собранные сведения онлайн-сервис использует для обучения поискового алгоритма Matrixnet.

Как улучшить поведенческие факторы на сайте

Улучшение поведенческих факторов на сайте даёт отличные результаты в долгосрочной перспективе для его успешного SEO продвижения. Однако вебмастер должен провести целый комплекс SEO мероприятий, а не зацикливаться на одном показателе. Ниже приводится пошаговая инструкция о том, как улучшить поведенческие факторы и поднять сайт в результатах поиска.

Шаг 1. Повышение кликабельности (CTR)

Более 75% пользователей кликают на первые три сайта из результатов поисковой выдачи. Однако шансы на повышение показателя CTR есть и у других ресурсов. Задача решается с помощью увеличения привлекательности сниппета, который представляет собой блок с информацией о содержании страницы👇👇👇

Продающий сниппет и его влияние на продвижение сайта

Для повышения показателя кликабельности необходимо выполнить следующие действия:

1. Добавить фавикон

Фавикон — это небольшая иконка сайта, которая отличается от стандартной картинки. Кстати, наличие у организации или блогера собственного логотипа повышает доверие аудитории.

2. Дополнить сниппет новыми элементами

Необходимо использовать микроразметку страницы, специальные символы и фотографии авторов. Коммерческой организации рекомендуется добавить адрес, контактный телефон и e-mail. Сниппет станет не только более привлекательным, но и объёмным (то есть, потеснит часть конкурентов на другую страницу поисковой выдачи).

3. Улучшить мета-теги

Нужно вписать в заголовок Н1 основной ключ, а также грамотно заполнить мета-тег description и title. Организации рекомендуется перечислить преимущества по сравнению с конкурентами. Человек должен на 100% понимать, что найдёт на странице всю интересующую информацию.

Шаг 2. Увеличение времени нахождения на сайте

Работа с этим поведенческим фактором зависит от типа ресурса. Для информационных порталов и блогов ключевую роль играет контент. В идеале статьи должны быть написаны человеческим языком, иметь высокую смысловую уникальность, давать исчерпывающие ответы на вопросы.

Если тема слишком объёмная, тогда целесообразно разбить её на несколько текстов и сделать внутреннюю перелиновку.

При работе с коммерческим сайтом (например, выполняя SEO продвижение интернет-магазина) вебмастер должен уделить внимание функционалу и навигации. Можно добавить на площадку следующие элементы:

  • подробное описание характеристик товаров;
  • кнопки заказа и доставки;
  • отзывы о товарах
  • онлайн-сервис для сравнения цен конкурентов;
  • калькулятор расчёта стоимости.

Важно при этом не перегружать сайт десятками окон и опций. Перебор с функционалом не только снизит скорость загрузки страниц, но и ухудшит отношение пользователей к ресурсу и как следствие поведенческие факторы сайта.

Шаг 3. Снижение показателя отказов

Отказы на сайте — это ситуация, когда пользователь покидает страницу через 10-15 секунд после перехода. Обычно такое поведение вызвано двумя причинами:

  1. отсутствием ответа на интересующий вопрос;
  2. неудобством сайта для пользователя.

Первая проблема решается путём корректировки семантического ядра. Необходимо убрать из текста ключи, которые приводят нецелевой трафик. Например, в статье о процессе приготовления торта «Наполеон» содержится запрос «купить торт».

Сам текст ничего не продаёт, а только описывает рецепт. Однако на сайт заходит человек, который хотел именно купить торт, а не приготовить десерт самостоятельно.

Чтобы сделать ресурс удобным для посетителей, необходимо пересмотреть структуру сайта, функционал и повысить скорость загрузки страниц, так чтобы большое количество уровней вложенности (подразделов) не затрудняло поиск нужной информации.

К медленной загрузке страниц часто приводят «тяжёлые» изображения и таблицы стилей CSS, а также технические ошибки на сайте.

Проверить сайт на основные ошибки, сдерживающие SEO продвижение можно с помощью этого сервиса 👇👇👇

Шаг 4. Увеличение глубины просмотра

Глубина просмотра — это число страниц, которые пользователь сайта посетил за одну сессию. Весьма неоднозначный поведенческий фактор, который поисковики оценивают в зависимости от типа ресурса.

Например, человек может прочитать 10 статей на блоге, так как ему понравился стиль автора, а информация оказалась полезной. А вот клиент интернет-магазина нередко переходит по страницам из-за того, что не может быстро найти подходящий товар.

Вывод напрашивается простой. Вебмастер должен стараться делать контент максимально полезным, но не перегружать лишней информацией. Кроме того, необходимо провести внутреннюю перелиновку, о которой я говорил выше. При этом ссылки должны вести на страницы с уточняющей или дополняющей информацией.

Шаг 5. Повышение узнаваемости бренда

Огромное влияние на популярность ресурса оказывает бренд (личность блогера). Следовательно, SEO продвижение сайта с помощью поведенческих факторов включает мероприятия по повышению узнаваемости конкретного лица. Тогда лояльные к бренду пользователи находят ресурс даже на 2-3 страницах поисковой выдачи.

Повысить узнаваемость можно с помощью следующих способов:
  • контекстной рекламы;
  • сообществ в социальных сетях: ВК, Instagram, Facebook, Одноклассниках, Яндекс Дзен, Тик-Ток, Telegram;
  • канала на Youtube;
  • участия в конференциях и семинарах;
  • пресс-релизов на крупных новостных и информационных порталах.

Конечно, перечисленные мероприятия требуют больших денежных вливаний или временных затрат. Однако пиар приносит быстрый результат и хорошо окупается.

Шаг 6. Добавить на сайт инструмент привлечения внимания

Для того, чтобы ваши посетители сайта стали постоянными читателями или покупателями нужно их заинтересовать и заставить возвращаться на сайт вновь и вновь. 

Помочь привлечь внимание пользователей могут специальные инструменты, которых больше нигде нет. Например: калькулятор на сайте для быстрого расчета процентов по кредиту.

Для интернет-магазина это может быть реализовано с помощью виртуальной возможности примерки одежды.

Очень хорошо задерживают людей на сайтах различные акции и проведение конкурсов. В любом случае, внедрение чего-то нового и интересного, чего нет у конкурента, приведет к существенному улучшению поведения пользователей на сайте.

Разица между Google и Яндекс в учете поведенческих факторов

Разница в учете поведенческих факторов в Яндекс и Google диаметрально противоположная. Компания Яндекс прямо заявляет, что поведенческие факторы являются основным инструментом ранжирования.

Google наоборот утверждает, что поведенческие факторы слишком «шумные» и нет смысла их учитывать из-за большой возможности манипулирования ими со стороны.

Однако ряд экспериментов, проводимый SEO оптимизаторами на протяжении нескольких лет, показывают, что поведенческие факторы в Google тоже учитываются, но в разы меньше, чем в Яндекс.

Вместо заключения

Хотите выйти в ТОП10 Яндекс и долго там оставаться? Продвигайте свои сайты и интернет-магазины исключительно белыми SEO методами! Не умеете? Могу научить! Тем, кто хочет разобраться во всех премудростях SEO, предлагаю посетить мои курсы по SEO обучению, которые я провожу индивидуально, в режиме онлайн по скайпу.

Для тех, у кого нет времени проходить обучение и самостоятельно заниматься продвижением своих интернет-магазинов, предлагаю и в этом вопросе помощь. Я могу взять ваш сайт на SEO продвижение и за несколько месяцев вывести его в ТОП10 Яндекс.

Для того чтобы убедиться в моей экспертности, предлагаю ознакомиться с моими последними SEO кейсами и только после этого заказать у меня SEO продвижение. Ниже на видео один из примеров успешного продвижения строительного сайта в Санкт-Петербурге.

    Связаться со мной и задать вопрос



    1 комментарий к “Поведенческие факторы сайта”

    Добавить комментарий для irmaseo.ru Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

     Нажимая «оставить комментарий» вы принимаетеправила конфиденциальности