SEO продвижение как и любую коммерческую деятельность нужно уметь грамотно анализировать. Работать вслепую конечно, можно, но как правило, у такого ведения бизнеса итог один — банкротство.
Ключевые показатели эффективности KPI в SEO
Основные критерии по которым можно судить о эффективности SEO продвижения разделяются на две категории:
- Классические SEO показатели
- Бизнес показатели
Классические SEO показатели
Классические показатели KPI | Бизнес показатели KPI |
Видимость сайта в интернете | Стоимость посетителя (CPV) |
Органический трафик из поиска | Стоимость конверсии (CPA, CPL,CPO) |
Конверсия сайта (CR) | Возврат инвестиций в рекламу (ROMI) |
Одним из важнейших показателей успешности SEO стратегии является видимость WEB проекта в интернете. Объяснить понятие «видимость сайта» можно на таком примере:
Видимость сайта 100% будет тогда, когда все интересующие владельца компании запросы попадут в ТОП3 естественной выдачи Яндекс/Google. Такой результат очень далек от реальности. Как правило все лидеры тематик имеют видимость сайта на уровне 40 — 50% и это считается очень хорошим SEO результатом.
Виды видимости в интернете
Видимость сайта в интернете плотно пересекается и зависит от поискового трафика. Поэтому важно отслеживать и учитывать специальные виды видимости сайта:
Видимость сайта по группам запросов. Для лучшей наглядности видимость нужно отслеживать не по всему ядру запросов, а по отдельным группам. Например — можно мониторить динамику изменений видимости по каждой товарной категории интернет-магазина. Благодаря такой схеме мониторинга можно спрогнозировать объемы продаж продукции.
Видимость сайта по разным регионам. Если ваш бизнес рассчитан на работу по всей России, то придется отслеживать видимость сайта в каждом регионе отдельно, так как в каждом регионе выдача разная и персонализированная.
Видимость сайтов конкурентов. Очень полезной практикой является отслеживание не только своей видимости, но и видимости сайтов конкурентов. На основании этих данных можно проанализировать изменения в ранжировании всей тематики и понять, что именно делают со своими ресурсами владельцы сайтов надолго зафиксировавшиеся на первых позициях.
Очень часто я слышу от своих заказчиков следующую фразу — зачем отслеживать видимость, когда мы и так проверяем каждую позицию запроса?
Все дело в том, что проверяя позиции сайта по отдельным запросам, не видна общая картина в целом. К примеру — если позиции двух ваших ключевых запросов просели, а три выросли это хорошо или плохо? Увеличились ли после этого показы в Яндексе и общий трафик на сайт? Если просадку дали более низкочастотные запросы, а выросли высокочастотные, то общую ситуацию развития WEB проекта в этом случае можно считать положительной.
К тому же отдельно следить за несколькими сотнями или тысячами запросов будет очень сложно. Для этого и берется в расчет усредненный показатель учитывающий изменения популярности каждого запроса. Это и есть показатель нейтральной видимости сайта.
Лично я использую в качестве сервиса определения видимости моего сайта — Топвизор (фото ниже)
Динамика органического трафика
Часто случаются ситуации, когда видимость сайта растет, а поисковый трафик снижается. Это происходит в следствии сезонных колебаний спроса, когда падение спроса опережает рост видимости сайта. При этом снижение трафика не является показателем плохой работы SEO оптимизатора.
Любой ли трафик полезен сайту?
Сразу отвечу — нет! Для бизнеса в первую очередь важен целевой трафик, когда каждый клиент превращается в покупателя — конверсится. Если на сайт будут приходить по нецелевым запросам и к тому же с большим показателем отказов, это будет поводом срочно разобраться и исправить ситуацию. Если на это не обращать внимание, то позиции сайта существенно ухудшатся.
Конверсия — конечная цель трафика
Какой бы трафик вы не привлекали на сайт, платный или бесплатный, он в конечном счете должен конверсироваться — приводить к целевым действиям таким как:
- Посетитель сайта положил товар в корзину;
- Оформил покупку;
- Отправил запрос через форму обратной связи;
- Просмотрел в глубину сайт более трех страниц;
- Перешел для изучения на страницу «о компании» и «контакты»;
- Оформил подписку на рассылку сообщений и так далее.
Отличными инструментами с большим функционалом для настройки и отслеживания целей и конверсий являются Яндекс.Метрика и Google Analitics.
Формула для расчета показателя конверсии на сайте (CR)
Показатели качества трафика
Время, проведенное пользователем на сайте (TSS — time spend on site). Показывает сколько времени посетитель провел на вашем сайте/интернет-магазине. У каждой тематики сайта свой оптимальный показатель. К примеру, на сайте выбора такси он может быть минимальный — несколько секунд. А для интернет-магазина такое время будет говорить о недооцененности ожиданий пользователя.
Глубина просмотра страниц сайта (page view). Данный показатель информирует о том, сколько страниц на сайте просмотрел посетитель за одну сессию. В этом случае чем больше глубина просмотра, тем лучше будут сформированы поведенческие факторы у поисковых алгоритмов относительно вашего WEB ресурса.
Показатель отказов пользователей на сайте (bounce rate — BR). Представляет собой процент посетителей, которые просмотрели не более одной страницы и покинули сайт. Чем больше таких отказов, тем хуже поведенческие факторы сайта.
Бизнес показатели сайта
Бизнес-показатели помогают проанализировать реальную эффективность SEO работ, проводимых на сайте оптимизтором и обосновать финансовые затраты на SEO продвижение.
Стоимость посетителя (CPV — cost per visitor). Высчитывается по формуле:
CPV = затраты на привлечение пользователей / количество привлеченных посетителей
Данный показатель полезен тем, что помогает понять, какой рекламный канал самый эффективный в плане привлечения пользователей на сайт. По данной формуле можно вычислить SEO пользователя делением SEO затрат на объем привлеченного с помощью SEO продвижения естественного трафика.
На старте SEO работ стоимость посетителя будет достаточно высокой. Но после того, как сайт выйдет на хорошую видимость в интернете, стоимость пользователя через SEO канал станет существенно ниже, чем с платных рекламных объявлений.
Свои ежемесячные затраты на SEO продвижение знает каждый владелец бизнеса, а количество пользователей из органической выдачи можно посмотреть в Яндекс.Метрике.
Стоимость конверсии (CPA, CPO, CPS, CPL, CPC)
Как я уже писал выше, посетители — это не главное, что должно генерироваться на сайте. Основой являются конверсионные показатели.
Стоимость целевого действия на сайте (CPA — coast per action). К целевым действиям относятся — звонок по телефону, запрос обратного звонка, отправка формы, скачивание прайс листа итд. Расчитывается стоимость целевого действия по формуле:
CPA = затраты на канал / количество целевых действий
Стоимость лида (CPL — coast per lead)
Лиды — это клиенты привлеченные через форму обратной связи или телефон на сайте. Рассчитывается стоимость лида по формуле:
CPL = затраты на канал / количество привлеченных на сайт лидов
Стоимость заказа (CPO — coast per order)
Формула расчета такая же как и в предыдущем варианте:
CPO = затраты на канал / количество полученных заказов.
Возврат инвестиций в рекламу (ROMI — return on marketing investment)
Возврат инвестиций в маркетинг служит критерием окупаемости рекламы и расчитывается по формуле:
ROMI = прибыль — затраты на рекламу /затраты на рекламу * 100%
Показатель ROMI можно рассчитать для каждого отдельного рекламного канала.
Средний чек (AOV — average order value)
Рассчитав средний чек для каждого канала, можно понять какой из них самый выгодный и скорректировать рекламный бюджет компании. Рассчитывается средний чек по формуле:
AOV = доход / количество оплаченных заказов
Для увеличения среднего чека используют всевозможные акции и скидки на оптовые покупки товаров. Такие мероприятия становятся выгодными для клиента и в тоже время увеличивают показатель AOV.
Жизненная ценность клиента (LTV — live time value)
Это суммарная прибыть от вашего клиента за все время сотрудничества с ним. Данный параметр рассчитывается по формуле:
LTV = суммарный доход от клиента — затраты на его привлечение
С помощью этого показателя можно выявить наиболее прибыльные сегменты клиентов и сконцентрировать свое внимание на самой выгодной группе.
Стоит ли мониторить сразу все показатели KPI в SEO
На данный вопрос очень сложно ответить однозначно, тем более что отслеживание всех показателей KPI очень трудозатратное мероприятие. В качестве рекомендации я бы посоветовал сосредоточить свое внимание на самых основных показателях наиболее важных именно для вашего бизнеса.
Вместо заключения
Хотите выйти в ТОП10 Яндекс и долго там оставаться? Продвигайте свои сайты и интернет-магазины исключительно белыми SEO методами! Не умеете? Могу научить! Тем, кто хочет разобраться во всех премудростях SEO, предлагаю посетить мои курсы по SEO обучению, которые я провожу индивидуально, в режиме онлайн по скайпу.
Для тех, у кого нет времени проходить обучение и самостоятельно заниматься продвижением своих интернет-магазинов, предлагаю и в этом вопросе помощь. Я могу взять ваш сайт на SEO продвижение и за несколько месяцев вывести его в ТОП10 Яндекс.
Для того чтобы убедиться в моей экспертности, предлагаю ознакомиться с моими последними SEO кейсами и только после этого заказать у меня SEO продвижение. Ниже на видео один из примеров успешного продвижения строительного сайта в Санкт-Петербурге.